Пещерные города и монастыри Бахчисарая
«Пещерные города являются выдающимися историческими и археологическими памятниками средневекового Крыма. Они расположены на горных отрогах, так называемых Столовых горах Внутренней Крымской гряды, среди удивительной природы, которая на небольшой территории сосредоточила все, что поражает воображение — горы, леса, ущелья и головокружительные пропасти. В те далекие времена было опасно жить в богатых и удобных долинах, потому что Крымский полуостров подвергался бесконечным нашествиям кочевых племен. В те дни жителям приходилось покидать свои дома и уходить в горы, в безопасное место или строить рядом оборонительные сооружения.
Челтер-Коба — пещерный мужской монастырь Феодора Стратилата
Район: Бахчисарай Место проживания: Бельбекская долина | Малое Садовое | Город Куле-Бурун / Ближайший город: Бахчисарай
Три скалистых мыса возвышаются над селом Малое Садовое в долине реки Бельбек. На восточном мысе Куле-Бурун (в переводе с крымскотатарского языка «мыс башни») стоит крепость Суйрен. В крепости сохранилась часть оборонительных стен и башня, построенная примерно в 8 веке. Считается, что первый этаж башни позже использовался в качестве церкви. Он был покрыт фресками, от которых сохранились лишь фрагменты.
Справа от укрепления, на скале мыса Ай-Тодор (мыс Святого Теодора), в средние века был построен небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, здесь проходила северная граница княжества Феодоро, которое защищала крепость Сюйрень. В случае опасности жители деревни и монахи могли спрятаться за толстыми стенами.
Качи-Кальон — пещерный город виноделов
Район: Бахчисарайский район Местоположение: Качи-Кальон | Долина Кача | Каньон Кача | Город на реке Кача / Ближайший населенный пункт: Бахчисарай
Величественная панорама Качи-Кальонской скалы притягивает взгляд каждого, кто едет по трассе Бахчисарай-Синапное. Взгляд сразу улавливает высокие отвесные стены и обрывистые гроты, но мало кто из непосвященных видит скопление относительно небольших, похожих на ниши углублений у основания горы и в некоторых скальных полках на склоне.
Это рукотворные пещеры, последние свидетели тех бесконечно далеких времен, когда здесь процветала жизнь средневекового города. Его название интерпретируется как «крестовый корабль», поскольку форма скалы действительно напоминает корабль, с темным крестом на корме.
Чуфут-Кале — пещерный город-долгожитель
Район: Бахчисарай Расположение в районе: Ущелье Ашлам-Дере | Ущелье Мариам-Дере Город / Ближайший город: Бахчисарай
Чуфут-Кале — один из наиболее хорошо сохранившихся и известных «пещерных городов» в Крыму. Он расположен на плато горных отрогов, с которого открывается вид на три долины. О неприступности этого города позаботилась сама природа, человек усилил естественную защиту укреплениями.
Путешественники прошлого века сравнивали жилища жителей Чуфут-Кале с орлиными гнездами, а турецкий путешественник Эвлия Челеби, который был здесь в 1666 году, писал, что крепость расположена на крутом утесе, который «своей вершиной достает до неба». Это высокий замок овальной формы, могучая крепость, основание которой образовано скалой с окружностью в восемь тысяч шагов. Вокруг него нет стены, так как он со всех сторон окружен скалами высотой в тысячу аршин, на которых гнездятся соколы и орлы, и на которых невозможно поймать коготь птицы. А под ними бездны, как пасть ада, бездонные глубины…». Таково восприятие этого места человеком, который посещает его впервые.
Эски-Кермен — самый «пещерный» из «пещерных городов» Крыма
Район: Бахчисарайский район Расположение: село Красный Мак | село Холмовка | Каралесская долина | ущелье Чероки-Кермен Город / ближайший населенный пункт: Бахчисарай
Эски-Кермен — один из самых живописных «пещерных городов» в Крыму. Он расположен в юго-западной части Внутренней гряды Крымского лесостепного предгорья, примерно в 20 км от Бахчисарая и в 12 км по прямой от западной окраины Севастополя.
Ландшафт этого района Крыма особенно красив весной: обширные, покрытые цветами поляны чередуются с благоухающими можжевеловыми лесами. Здесь собраны все красоты и сокровища крымских предгорий. Это страна древних монастырей и храмов, непокоренных крепостей и «мертвых», давно и навсегда покинутых людьми «пещерных» городов.
Из долины скалистые обнажения кажутся недоступными и тем более непригодными для строительства жилья. Однако именно это обстоятельство — недоступность — оказалось наиболее привлекательным и важным для архитекторов древности.
К пещерным городам, затерянным среди скал и лесов, можно добраться из окружающих долин, с севера, востока, юга и запада по очень старым дорогам, которые трудно проследить. В некоторых местах они хорошо видны в виде каменных дорог, но в большинстве мест об их существовании можно только догадываться.
Пещерный монастырь Шулдан
Район: Бахчисарайский район Местоположение: село Терновка | Шульская долина | Шулданские скалы Город / ближайший населенный пункт: Бахчисарай
Вдоль древней дороги из Мангупа в порт Каламита можно увидеть остатки двух средневековых монастырей. Дорога идет вдоль западного подножия Мангупа через ущелье Ураус-дере, а затем поворачивает направо в Шульскую долину к селу Терновка. Не доезжая до деревни, к северу от дороги, над верхней кромкой лесистого склона, вдалеке видны пещеры, высеченные в скалистом утесе: это монастырь Шулдан (в переводе — «дающий эхо»).
Монастырь состоит из двух пещерных храмов и связанных с ними помещений, которых в общей сложности 20, расположенных на двух уровнях. Первоначальный христианский священный комплекс в скале Шулдан, возможно, был построен в 13-14 веках. Скорее всего, он был небольшого размера. Во время правления Феодора, вероятно, не ранее начала 15 века, монастырь был перестроен, а храм расширен. Возможно, это была одна из резиденций готского митрополита, поскольку Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро — Мангупа.
Тепе-Кермен — «крепость на вершине»
Район: Бахчисарайский район Местонахождение: село Кудрино | город Кыз-Кермен / ближайший город: Бахчисарай
Курган Тепе-Кермен расположен на вершине хребта высотой 540 метров над уровнем моря и до 250 метров над окружающими долинами. С вершины плато открывается обширный вид на долину реки Качи, деревни, расположенные на ее берегах, и очертания далеких гор.
Склоны Тепе-Кермена покрыты лесом с западной и северо-западной стороны, остальные склоны безлесные. Единственная дорога наверх ведет с северо-востока. С юго-запада Тепе-Кермен практически недоступен. Высота скал составляет 12 метров.
Название поселка и горы, на которой он расположен, переводится как холм, гора-крепость и передает чисто внешнее впечатление от его созерцания.
Пещерный город Чуфут-Кале.
Покинув Ханский дворец, мы отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Монастырь Успения Богородицы и средневековая крепость Чуфут-Кале также находятся недалеко от города.
По пути я стараюсь успеть сделать фотографии, чтобы хотя бы немного прочувствовать атмосферу места. В этом заключается недостаток экскурсий с гидом — вы не можете нигде «зависнуть», чтобы рассмотреть все вблизи.
Я захожу в сувенирный магазин на несколько минут, но не успеваю осмотреть и половины. У меня есть время сделать только несколько фотографий:
Тем не менее, мне удается держаться позади гида. Муж вытаскивает меня из сувенирного магазина, и мы догоняем группу на бегу. Я особенно не торопился. Как только вы оказались в ханском дворце, у вас не было возможности бродить дальше. Многие люди идут в ту сторону, в направлении Чуфут-Кале. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место — монастырь Успенская пещера.
А прямо перед нами шла большая группа женщин-паломниц. Этот монастырь напомнил мне похожий скальный монастырь в пещерном городе Инкерман, до которого нам удалось добраться в прошлом году (у меня есть статья о нем в Республике Крым, День 3: Памятники Севастополя).
Мы покидаем монастырь и отправляемся в обратный путь. Когда на небе собираются тучи и начинает моросить дождь. Поэтому наша цель — достичь Чуфут-Кале как можно скорее, пока погода не испортилась окончательно.
Пройдя через территорию монастыря, мы продолжаем подниматься вверх под моросящим дождем. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дорога превращается в каменистую тропу.
Поэтому я советую вам носить удобную обувь, а не только туфли, которые хорошо сидят. Никаких шлепанцев — вы сломаете пальцы ног о камни! Никаких каблуков или платформ — иначе вывих лодыжки вам гарантирован. Только тренеры и им подобные.
По обеим сторонам тропы расположены вездесущие сувенирные киоски. Но вам лучше смотреть под ноги… По моим прикидкам, это не более километра по тропе.
Затем мы выходим на открытое плато:
А здесь можно увидеть очертания пещерного города. Любопытство заставляет нас идти быстрее. Тем временем дождь становится все сильнее и сильнее. Некоторые дамы из нашей группы поворачивают назад, не выдержав тяжести каменистой тропы — их обувь явно не подходит для такой прогулки…
А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми скрывается целый мир подземных и надземных сооружений… В прошлом вражеские солдаты, выходя на узкую площадь перед воротами, появлялись как бы перед защитниками крепости и попадали под их меткий огонь… Но это было так давно, а сейчас за воротами есть касса, и вы можете войти в Чуфут-Кале совершенно беспрепятственно, купив билет за 200 рублей.
История
Есть косвенные свидетельства того, что строительство в этих местах началось более 2,5 тысяч лет назад (сталактиты, которые начали образовываться на потолке подземного хода возле Чуфут-Кале). Официальная история пещерного города начинается примерно в 6 веке нашей эры, когда в этом районе поселились византийцы. В это же время были построены монастырь Успения Богородицы, расположенный примерно на полпути между Бахчисараем и Чуфут-Кале, и пещерный город Мариамполь (сегодня большинство пещер принадлежит тому же монастырю).
В раннем средневековье Чуфут-Кале находился под названием Кырк-Ор, затем под властью Золотой Орды, а позже — Крымского ханства. В это время здесь начали селиться караимы, небольшой народ, происхождение которого до сих пор остается загадкой. Именно тогда над обрывом были построены два кенаса (молитвенные дома), которые стали визитной карточкой этого места. В конце концов Кырк-Ор получил новое название — Чуфут-Кале или Джуфт-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «Иудейская крепость». В отличие от большинства других пещерных городов Крыма, Чуфут-Кале существовал очень долго и был полностью заброшен около века назад.
Он получил новую жизнь во второй половине 20-го века, став популярным туристическим объектом. Сегодня его ежегодно посещают сотни тысяч людей, желающих прикоснуться к древним стенам, спуститься в прохладные рукотворные пещеры и полюбоваться великолепными видами, открывающимися с горного плато.
История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк
Мавзолей Джаныке-ханум (на фото) представляет собой монументальное восьмиугольное здание с высоким порталом. В глубине мавзолея, на разломном возвышении — гробница с арабской надписью: «Это гробница знаменитой императрицы Ненекежан-хана, дочери Тохтамыш-хана, которая умерла в месяце рамазан 841 года Хизра» (1437-38 гг.). Согласно принятой легенде, Джаныке-ханым был командиром тысячного гарнизона города-пещеры и погиб при защите города во время осады. Тохтамыш-хан воздвиг мавзолей на месте гибели своей дочери.
Существует также подлинная история этой женщины. В нем меньше пафоса и лиризма, но он подразумевает нечто большее, чем то, что эта женщина заслужила уважение к себе. А история эта такова.
Владелец Кырк-Ора хан Киркель Хаджибек, будучи вассалом Золотой Орды, отдал свою дочь Тогайбек в жены хану Золотой Орды Тохтамышу. Она стала его третьей женой, и от этого брака родился Джаныке (Наныкежан). Около 1397 года хан Тохтамыш выдал свою юную дочь замуж за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едигея. Ему было предсказано славное будущее. Но Едигей, надежда и опора Тохтамыша, предал своего любящего тестя, перейдя на сторону Тимура, бывшего покровителя своего тестя. В порыве гнева Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Жаныке.
Яныке, выросший в 1416 году с великолепной свитой, отправился в паломничество в Мекку и стал известной фигурой в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под луной: сделай вовремя лицо в месте поклонения — и ты звезда, как говорится). В 1420 году сын Тохтамыша и любимый брат Яныка, Кады-Берды-чан, повел войско через Итиль (Волгу) на Джедегу. Сражение произошло на реке Яик. Оба командира еще не вернулись с поля боя.
Джаныке-ханым оставался старейшиной рода Тохтамыша, приобретая таким образом независимость и политическую значимость, как мы бы сейчас сказали. Однако она не боролась за власть в Орде, а как правительница Кырк-Ора использовала свое политическое влияние, чтобы сделать Крым независимым государством Золотой Орды. Не претендуя на власть, она мудро поддержала Хаджи Гирея, основателя Крымского ханства и родоначальника династии Гиреев, который перенес свою резиденцию из Солчата в Кырк-Ор. Здесь, в столице только что созданного Крымского ханства, Джаныке-ханум умерла в 1437 году в возрасте более пятидесяти лет.
Именно эту историю мы услышали в тишине сводов ее мавзолея. После того, как склеп был очищен и открыт в 1940 году, выяснилось, что гробница много раз разрушалась, и поэтому в ней не было найдено ни одного захоронения.
Вот вам и роль личности в истории. И о роли жены-мусульманки в истории всего города. Поэтому в каждой деревне есть женщины….
Тем временем дождь прекратился. И мы продолжили исследовать Чуфут-Кале. К счастью, дорога дала мне такую возможность — над ней была пешеходная дорожка, по которой мчался мутный поток. Возьмите пример с мэров современных городов!
Вскоре перед нами появились арочные ворота. Эта арка находится в середине крепостной стены.
Стена разделяет город на старый и новый. Понятно, что все относительно.
Справа мы видим хорошо сохранившееся здание. Это усадьба Фирковичей. Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.
Фиркович жил здесь до середины XIX века, а после него здесь жил надсмотрщик Чуфут-Кале.
Вы можете заглянуть за стену, откуда открывается прекрасный вид.
Ну а настоящим сюрпризом дня стала музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:
Мы спустились туда всей группой, соблазнившись тихой музыкой… Казалось, что коварный дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но все оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он издавал такие мелодичные звуки…
Удивительно, но акустика помещения идеальна. Ведь на самом деле это подвал в процветающем доме, пусть и с тремя окнами. Мы стоим как зачарованные, слушаем музыку, каждый думает о чем-то своем. Энергия этого места пронизывает все наши мысли. Без лишней суеты. Ничего на уме. Только мысли о вечности…
Тем более впечатляет вид из окон этого самого погреба….. А сам погреб довольно большой, с двумя уровнями.
Мне кажется, что это не овощи с хребтов, которые хранятся здесь….. Я ясно вижу: вдоль стен стоят сосуды с крымским вином, а ближе к вечеру, незаметно сбежав от всех домочадцев, хозяин дома сидит здесь с парой верных друзей и обсуждает последние новости из города…..
После долгого похода по подземельям мы вышли наружу.
В сторону мавзолея шла другая экскурсионная группа (видимо, они тоже где-то пережили дождь…). Что ж, мы выпили из термоса горячего чая с крымскими травами и направились к Южным воротам.
И там мы встретили необычную группу «туристов»:
Но эта пара осталась:
Наверное, они оттягивали момент, чтобы сделать селфи перед пещерами)))
В целом, Чуфут-Кале произвел на нас хорошее впечатление. Это место, конечно же, заряжено энергией. Если бы не время отправления туристического автобуса, мы бы побродили здесь еще немного.
Теперь наш путь вел к Успенскому пещерному монастырю.
Что посмотреть
Дорога в Чуфут-Кале ведет мимо Успенского пещерного монастыря, построенного византийцами на рубеже 6 и 7 веков. Здесь вы сможете посетить церковь, высеченную в скале, и испить целебной воды из священного источника.
Успенский монастырь привлекает как паломников, так и туристов.
Примерно в километре от монастыря находится древнее мусульманское кладбище, где по лесу разбросаны покрытые мхом камни, испещренные замысловатыми арабскими письменами.
Дорога, по которой вы идете, вымощена камнями, отполированными до блеска миллионами ног. Это следы древней, хорошо наезженной дороги, по которой в город добирались повозки с продовольствием и конные воины. По обеим сторонам тропинки расположены сувенирные киоски различных видов.
Последний и самый трудный, но и самый красивый этап похода — подъем на городские стены. Нельзя пройти мимо еще одного интересного объекта — осадного вала Тик-Кую, сооружения, не имеющего аналогов в мире. Никто точно не знает, кто вырезал 120-метровый подземный ход в монолитной скале и почему он закончился тупиком. Известно лишь, что он очень старый, возможно, даже старше самого города.
Службы по-прежнему проводятся в караимском кенеше.
Караимская кенаса хорошо сохранилась, и более того, здесь до сих пор время от времени проводятся службы. Если вам повезет, вы сможете зайти внутрь и посмотреть, как все это работает. От многих других зданий остались только фундаменты, поэтому представление о том, как они выглядели в период расцвета города, можно получить только по реконструкциям на информационных стендах.
Дюрбе Джанике — это мавзолей, построенный в честь крымской принцессы, дочери Тохтамыша.
Возможно, самым значительным объектом Чуфут-Кале является мавзолей (дурбе) правительницы города, дочери хана Тохтамыша Джанике-хане. Она была опытной женщиной, завоевавшей уважение и любовь своих подданных, за что после смерти была удостоена величественной гробницы, которая до сих пор сохранилась в идеальном состоянии.
Древнее караимское кладбище расположено в лесу, и между деревьями лежат бесчисленные покрытые мхом и местами потрескавшиеся камни с надписями так называемыми квадратными буквами, характерными для еврейского, арамейского и караимского языков.
Пещерные помещения
В твердом известняке гор с 6 века создавались пещеры для различных целей. Жилища, тюрьмы, конюшни, погреба, наблюдательные пункты для охранников и артиллеристов, казначейства… Город не зря называют пещерным. Здания на земле появились гораздо позже, а первоначально это был тайный город-крепость, спрятанный глубоко в скалах.
В теплое время года в одном из залов пещеры вы можете встретить музыканта, играющего средневековые и современные мелодии на причудливых струнных и щипковых инструментах. Очень атмосферно! И сыграно, надо сказать, мастерски.
Колодец Тик-Кую
Во всех пещерных городах Крыма есть осадные колодцы. Они служили убежищем для жителей города во время осад, а также были источником воды, когда доступ к источникам был перекрыт. С турецкого языка название переводится как «вертикальный колодец». Великолепные вертикальные и горизонтальные шахты, священные надписи, стертые ступени темных подземелий. Всем будет любопытно. Вход в колодец платный, он не входит в стоимость билета на посещение города, на момент моего посещения полный билет стоил 300 рублей, льготный — 150.
Вход в колодец расположен у тропинки, ведущей к городским воротам, на склоне холма.
Караимские кенассы
Молитвенный дом или храм караимов назывался кенасса. В городе есть две кенассы 14-го и 18-го веков, которые довольно хорошо сохранились. В их интерьер войти невозможно, но их внешний вид очень интересен благодаря древней архитектуре, интересным рельефам и отпечаткам на стенах.
Мавзолей Джанике-ханым
Мавзолей дочери хана Тохтамыша, одного из крымских ханов 15 века. Типичный пример сельджукской архитектуры (близкой к османской). Войти внутрь невозможно, но можно заглянуть через решетку радиатора.
Наземные постройки
Хорошо сохранившиеся надземные постройки 17 и 18 веков представляют интерес для туристов еще и потому, что выглядят необычно и непривычно для современных глаз. Жилые дома, оборонительные стены, ворота, руины храмов, дворцов и мечетей. Также интерес представляет главная вымощенная камнем улица с глубокими колеями, выдавленными колесницами. Здесь также находится хорошо сохранившийся дом А.С. Фирковича, историка и археолога, жившего в 18 веке и внесшего большой вклад в исследования и раскопки в городе.
Кинорежиссеры приезжают в город, чтобы снять исторические фильмы о разных эпохах и народах. Здесь есть пещерные люди и средневековые европейские купцы.
Караимское кладбище
Древнее караимское кладбище находится в 500 метрах от городских ворот, на плато в лесу. Стоит посетить надгробия причудливой формы с эпитафиями на иврите, заросшие мхом и расположенные в тенистом лесу черных деревьев. Он мрачный, но атмосферный. Любимец крымских и приезжих эзотериков и других мистиков.
Дорога к крепости
Город довольно маленький, его площадь составляет около 18 гектаров. Остальная часть территории ранее была занята пастбищами. Вы должны попасть на каменную дорогу, где до сих пор можно увидеть глубокие борозды, оставленные старыми телегами.
Через сто метров справа вы увидите монастырь, который находится внутри скалы. Это Успенский монастырь. Здесь есть кельи монахов и другие здания хозяйственного назначения. Здесь находится кладбище солдат, отдавших свои жизни во время Крымской войны.
Тропа называется «Ущелье Марии». Пройдя первую часть ущелья, вы увидите, что тропа становится шире, а слева в скале видны остатки некогда обитаемых пещер. Поднявшись по тропинке, мы видим, что перед нами раскинулся знаменитый город.
Пещера-темница
Самое незабываемое впечатление оставляет пещерное подземелье. Именно здесь провели свои тюремные годы многие известные заключенные. Когда проходишь мимо этих этажей, глядя на цепи, вбитые в скалу, становится очень страшно и холодно.
Вы понимаете, что здесь охранники пытали и мучили своих заключенных. Сколько крови и слез было пролито на этих плитах.
Но если оторваться от этого, то можно увидеть, что из этой пещеры открывается великолепный вид на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек, Чатыр-Даг и долину Ашлама-Дере.
По словам гида, воздух в этом городе действительно целебный. В то время, когда в соседних городах свирепствовали эпидемии холеры и чумы, здесь никогда не было эпидемии какой-либо болезни. Некоторые жители укрывались здесь от чумы
.
Когда вы стоите на главной площади, вы можете закрыть глаза и почувствовать местную атмосферу. Вы чувствуете себя так, как будто вернулись в прошлое.
Вы можете услышать суету торговцев, лязг солдатских ружей и гул толпы. Но, конечно, все это лишь моя бурная фантазия. По какой-то причине я испытываю особую привязанность к таким местам, таким почтенным и глубоким.
Особого упоминания заслуживают великая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель.
Табличка возле них сообщает нам, что здание было возведено в 1532 году. Рядом со входом в Ханский дворец находится сувенирный магазин, где можно купить сувенирные магниты.
Следуя по тропинке из города, не забудьте повернуть направо. Здесь находится древнее кладбище и исток долины реки Йософат.
Чуфут-Кале сегодня
Сегодня, кроме остатков древних зданий и руин, лишь несколько зданий сохранились полностью.
— Мечеть Джанике-Ханум, упомянутая выше.
— Дом караимского ученого А. Фирковича, в котором сейчас находится музей. Рядом с южной частью усадьбы находился высеченный в скале колодец глубиной около 10 м и диаметром 1,5 м. В 17 веке вода исчезла из колодца.
— Большие и малые кенеса — это караимские молитвенные дома. Они расположены на самом краю обрыва.
Большой собор Кенеса относится к 14 веку, а малый — к 18 веку. Считается, что они были построены караимами, которые пришли сюда из Мангуп-Кале.
Церемониальные службы прошли в Большой Кенеса. Рассказывают, что в те времена он был богато украшен коврами, а с потолка свисали хрустальные и медные люстры. Там также была мини-библиотека с религиозными книгами.
Ежедневные службы и собрания проходили в Малом Кенеса. Внутреннее убранство было более скромным.
Напротив кенеса находилась первая в Крыму типография, основанная в 1731 году. Здесь издавались религиозные книги и учения на иврите и караимском языке.
Первые экскурсанты города-крепости
После присоединения Крыма к Российской империи заброшенный город стал одной из самых интересных достопримечательностей не только Бахчисарая, но и всего Крыма. Сюда приезжали многие путешественники, и одной из них была Екатерина II. Все российские самодержцы, кроме Павла I, были на горе.
В разное время Чуфут-Кале посещали известные писатели и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковского, Леси Украинки, М.М. Коцюбинского, А.М. Горького. Горький, А. Толстой, В. Луговской, Джеймс Олдридж, А. Витов, художники И. Крамской, И. Репин, В. Серов, А. Куприн, Е. Ногаевская и др.
Сегодня пещерный комплекс привлекает кинематографистов. Например, некоторые из его сооружений были сняты в фильме «Сердца трех».
Режим работы, цена
Информацию о том, как добраться до Чуфут-Кале, можно найти на официальном сайте объекта: Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник.
На этом сайте вы также можете найти информацию о стоимости экскурсий и часах работы других объектов в этом районе.
Вход в Чуфут-Кале стоит 300 рублей. Купив билет, вы можете передвигаться по старому городу самостоятельно или купить экскурсию с гидом, который расскажет и покажет вам все самые интересные места. Вы можете спуститься в пещеру Тик-Кую с гидом за отдельную плату (300 рублей).
В одной из пещер есть монастырская пекарня, где можно купить очень вкусный хлеб. Там же вы сможете попробовать вино и сыр местного производства и крымский чай, приготовленный из крымских горных трав.
Как добраться
До Чуфут-Кале в Бахчисарае можно добраться на личном или общественном транспорте.
Из Симферополя сюда можно добраться на автобусе, который ходит каждые 10 минут от автостанции «Западная» до Бахчисарая. Дорога до города занимает 30-40 минут.
Уже в Бахчисарае следует пересесть на микроавтобус № 2, который ведет в Старый город. Маршрут доходит до конечной остановки, где вам предстоит пройти около 3 километров. У каменного креста начинается подъем на холм.
Город-крепость Чуфут-Кале: фото
Здание находится в удовлетворительном состоянии, но укрепления, мавзолей и подвалы сохранились. Глядя на Чуфут-Кале, можно легко представить, как выглядели другие крымские пещерные города.
Жилые помещения были построены на поверхности города, и только вспомогательные помещения — склады и подвалы — были высечены в скалах. Исключением была тюрьма с ее низкими потолками.
Оборонительные сооружения были шедевром архитектурной изобретательности. Южные ворота при входе в крепость. Даже если бы они проникли внутрь, врагу пришлось бы пройти через узкий проход под огнем лучников с башни, что было практически невозможно. Кроме того, ворота нельзя было увидеть, если не подойти к ним вплотную, их нельзя было форсировать из-за крутого спуска у входа, а тропинка перед ними резко изгибалась.
К востоку от мини-города сохранились жилые дома. Здесь находится бывший монетный двор, где чеканились крымские монеты.
С востока открывается вид на долину Ашлам-Дерех и Роман-Кош, одну из самых высоких точек Крымского полуострова. Мощная стена крепости закрывает восточный вход. На северной и западной сторонах Чуфут-Кале такой необходимости не было — плато крутое, и взять крепость штурмом может только камнеметатель.
Сохранившийся мавзолей Джаник-хана (дочери хана Тохтамыша) на фоне руин выглядит как новое сооружение. Он расположен на северной стороне скалы.
Что посмотреть по дороге на Чуфут-Кале
Отправляясь в Чуфут-Кале, вы сможете посетить сразу несколько интересных мест: Успенский монастырь, Успенскую церковь, караимское кладбище и, конечно, сам пещерный город Чуфут-Кале. Дорога к пещерному городу начинается от старого пригорода Салачик.
С правой стороны дороги вас окружают отвесные скалы, а с левой стороны — большой каньон. Уже с дороги сквозь густой кустарник видны отверстия пещер, которые когда-то были вырублены монахами на возвышенности.
Примерно в полукилометре находится главная монастырская площадь, дом настоятеля с колокольней и небольшой часовней над источником, которому приписывают чудодейственные свойства.
Широкая лестница ведет к вырубленной в скале церкви Успения Пресвятой Девы Марии. Внутри церковь довольно простая, на стенах видны следы каменной кладки.